Для возрождения перевозок на МВЛ аэропортам России нужны инвесторы и новые законы

Миллионы наших сограждан фактически оказываются оторваны от «большой земли» из-за отсутствия или плачевного состояния региональных или местных аэропортов. На поддержание их работы требуется ежегодно десятки миллиардов рублей.

Гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачёв отметил, что сегодня утверждена и действует ФЦП «Гражданская авиация». Госинвестиции на развитие аэродромной сети выросли за последние 15 лет с 20 до 40 миллиардов рублей. Созданы семь федеральных казённых предприятий, через которые государство обеспечивает текущее содержание и развитие 73 местных аэропортов. В 2015 году на субсидии им было направлено около 3,5 миллиардов рублей.

«Но количество аэропортов в стране катастрофически снижается: с 1450 в 1991 году до 260, — сообщил он, — поэтому и состояние рынка местных и региональных авиаперевозок претерпело существенные изменения. Количество городов и населенных пунктов, связанных авиасообщением, упало с 2200 до 800, число перевезенных пассажиров — в 15 раз. Согласно исследованиям, проведённым институтом «Аэропроект», износ основных производственных фондов региональных аэропортов составляет до 80 процентов, средний уровень обеспечения производственными зданиями и сооружениями не более 60 процентов. По расчётам, чтобы все аэропорты отвечали необходимым требованиям, необходимо ежегодно инвестировать в их материально-техническую базу не менее 70 миллиардов рублей.

Читайте также:  ВИМ-Авиа — информация по состоянию на 27-28 сентября

Собственные же средства аэропортов ограничены из-за малого числа рейсов. Большинство малых аэропортов в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере пребывают в критическом состоянии. Особенно те, где объём перевозок менее 50 тысяч пассажиров в год.


Читайте также: Региональная авиация Дальнего Востока — возрождение

Виктор Горбачёв обратил внимание на то, что Воздушный кодекс в основном регулирует авиаперевозки, а регулированию наземной инфраструктуры отводится незначительная часть. «Отсутствие единого правового акта приводит к фрагментарным требованиям, при которых многие вопросы остаются вне зоны рассмотрения, — подчеркнул он. — Считаю нужным предложить причастным ведомствам освободить региональные аэропорты и аэропорты местных воздушный линий (МВЛ) от всех федеральных, региональных и местных налогов, в том числе налога на землю, имущество и транспортного. Рассмотреть вопрос о субсидировании полётов на местных маршрутах. Есть смысл поставить вопрос о разработке ФЦП «Развитие региональной авиации». И, наконец, необходимо просить минтранс, правительство и Госдуму завершить разработку и принять ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в РФ».

Читайте также:  ВИМ-Авиа — информация по состоянию на 1 октября

Представитель минтранса Тимур Хикматов уделил основное внимание привлечению к развитию объектов транспортной инфраструктуры частного капитала. Пример такого подхода — реконструкция терминала аэропорта Пулково, которая даже на международном уровне признана одним из самых удачных ГЧП-проектов.

«Сейчас в подготовительной стадии находится передача аэропортов Московского авиаузла в концессию. Реализуются проекты развития наземной инфраструктуры, работа по выполнению указов президента РФ о консолидации имущества Внуково и Шереметьево. В качестве следующего шага совместно с инвесторами будут подготовлены и направлены в правительство РФ концессионные соглашения, — отметил Тимур Хикматов. — За основу будет взят проект концессионной документации, разработанный АНО «Дирекция МТУ». В нем прописаны условия, предлагаемые государством, в том числе по возвратности инвестиций, срокам и объему господдержки, и установлены предельные сроки строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры, основанные на прогнозе пассажиропотока. В плане содержатся альтернативные варианты финансирования проектов, которые минимизируют нагрузку на пассажиров и авиакомпании из-за процесса развития аэродромной инфраструктуры. В качестве источников возвратности финансирования рассматриваются не только доходы концессионеров от оказания услуг по взлету-посадке, но и все доходы от авиационной и неавиационной деятельности, чтобы не допустить резкого роста тарифов на аэропортовые услуги. Финансовые модели концессионных соглашений разработаны по всем вариантам и отдельно по каждому аэропорту».

Читайте также:  Аэропорт Пулково перешёл на летнее расписание полётов


Читайте также: Малой авиации будут предоставлены федеральные субсидии

В 2016 году на Южном Урале возобновлено прямое авиасообщение с Узбекистаном, в планах открытие нового рейса в столицу Казахстана. Создание воздушных коридоров в этих направлениях необходимо в преддверии саммитов ШОС и БРИКС, которые предлагается организовать в Челябинске в 2020 году. Прямое авиасообщение уже налажено с Киргизией и Таджикистаном. Как сообщил первый заместитель гендиректора «Челябинского авиапредприятия» Антон Перфильев, новые рейсы для аэропорта являются одной из ключевых точек роста. В ближайшие годы планируется связать Челябинск со всеми столицами стран ШОС.

Как сообщила заведующая кафедрой бухучёта, анализа и аудита ВШЭ Южно-Уральского госуниверситета Ирина Просвирина, реализовывать инфраструктурные проекты с Азией сегодня более дальновидно, чем с Европой, поскольку в европейском направлении логистика давно сформирована. За авиасообщением Челябинск — Ташкент следует большая экономическая перспектива: запуск регулярных рейсов поспособствует росту деловой активности.

Источник: Российская газета